Меню

Накануне проведения Второго международного конкурса композиторов «ВРЕМЯ ГИТАРЫ», организованного Московской международной ассоциацией гитарного искусства, журналист «Музыкальных сезонов» Виктор Александров побеседовал с художественным руководителем конкурса, президентом гитарной ассоциации ММАГИ Дмитрием Бородаевым.

Дмитрий, как вообще родилась идея столь уникального мероприятия в области классической гитары?  «Время гитары» совпало с непростым периодом в нашей жизни. Он будет впервые проведён в онлайн формате. Как это отразится на его творческой составляющей?

Идея конкурса «Время гитары» возникла в 2019 году, тогда же он впервые и состоялся. Но если тогда это был конкурс композиторов и исполнителей, который проходил одновременно, то сейчас, ввиду сложившихся условий, проведений разных мероприятий, мы решили разделить конкурс композиторов и конкурс исполнителей. Сейчас принимаются заявки на конкурс композиторов. В феврале будут объявлены победители. Сам конкурс пройдет дистанционно – для композиторских состязаний это довольно распространенное и обычное явление.

Ну, а следующей осенью мы очень надеемся провести «живой» конкурс исполнителей, в программе которого одним из обязательных сочинений будут те произведения, которые мы отберём сейчас на конкурсе композиторов. Таким образом, эти сочинения воплотятся в жизнь в руках конкурсантов, которые будут их исполнять.

Весьма представительный состав жюри конкурса. Как вам удалось заполучить такую команду композиторов?

В этом году среди членов жюри нашего конкурса два профессора композиторского факультета Московской консерватории: председатель и сопредседатель жюри, народный артист России Владислав Агафонников и Заслуженный деятель искусств России и Украины Валерий Кикта. Оба этих замечательных композитора очень любят классическую гитару, переживают за творческую судьбу этого инструмента. Они с радостью откликнулись на предложение быть в жюри  конкурса «Время гитары». Мы пригласили в состав нашей команды финского композитора Харри Вессмана, члена Гитарной ассоциации ММАГИ, преподавателя Академии имени Я. Сибелиуса в Хельсинки. Им создано немало произведений для классической гитары соло и в ансамбле с другими инструментами. Еще один член жюри – Антон Лубченко, композитор и дирижер из Санкт-Петербурга, мой давний друг и коллега. Он является одним из учредителей ассоциации ММАГИ.

Нельзя на таком конкурсе обойтись без исполнителей на классической гитаре, которые не только сочиняют для нашего инструмента, но и концертируют, прекрасно владеют гитарой – это знаменитый гитарист и композитор из Тулы Сергей Руднев, создатель уникального русского стиля игры на шестиструнной гитаре и ваш покорный слуга Дмитрий Бородаев. Несколько слов хотелось бы сказать об условиях нашей конкурсной программы. Мы будем рассматривать произведения для гитары соло и в камерном ансамбле. В отдельной номинации присутствует сочинение для детей. Здесь мы ставили целью пополнить методический репертуар для классической гитары. Все произведения лауреатов конкурса «Время гитары» будут опубликованы датским издательством Bergmann Edition. Директор издательства Алан Бергманн с радостью откликнулся на такое предложение. Более того, всем участникам конкурса будут подарены сборники – антология произведений Allan Bergmann Edition за 2020 год. Туда вошли наиболее интересные сочинения, которые были изданы в этом сезоне. Из актуальных задач конкурса мне особо хотелось бы отметить статус инструмента и его положение в академической профессиональной музыкальной сфере, который  естественно определяет уровень, качество и количество музыки, созданной для гитары.

В Москве невероятно насыщенная гитарная жизнь. Расширение репертуара классической гитары открывает еще большие перспективы развития концертной жизни. В чем преимущества данного конкурса-фестиваля?

Этот конкурс должен пополнить репертуар классической гитары замечательными сочинениями, которые, я очень надеюсь, будут исполняться. Самое главное заключается не в том, чтобы хорошая музыка была только написана, но и в том, чтобы она дальше обрела свою жизнь уже в руках исполнителей. Таким образом, конкурс «Время гитары» будет стараться максимально способствовать этому продвижению. Сейчас по результатам прослушивания мы отберем лучшие работы, которые в программе конкурса следующей осенью станут обязательными.